Главная / О нас / Новости / Дрессировка - это не скучно

Дрессировка - это не скучно

ПРО СПОРТСМЕНОВ, ТРЕНЕРОВ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И "САМОПОДГОТОВКУ" . ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ПРО СПОРТСМЕНОВ, ТРЕНЕРОВ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И "САМОПОДГОТОВКУ" .   ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.


...Несколько месяцев назад прочитала в ленте материал, посвященный нормативу обидиенс как спорту. Автор упоминал о том, что "современные тенденции таковы, что все тренируются у всех", и это, мол, хорошо и правильно - обмен опытом и все такое. Захотел спортсмен послушать одного тренера - сходил к нему на семинар; захотел послушать другого - сходил к другому. К третьему в лагерь съездил. Один помог собрать одно упражнение, другой - другое, глядишь - и отличная пара получилось... 
 С "тенденциями" я согласна - в условиях "информационной блокировки" на первый взгляд кажется неплохим выходом обмен опытом из серии "я делаю так, и у меня получается - делай, как я!"
 Давайте разберемся, какие плюсы и минусы у данной тенденции. 

 Сначала - о том, как чаще всего бывает в жизни. 
...Человек берет щенка и решает стать спортсменом в обидиенс. Или наоборот - решает стать спортсменом, и поэтому берет щенка. Изучает, какие тренеры есть поблизости, договаривается о занятиях и приступает к тренировкам. 
 Тренеру нужно какое-то время - чтобы наладить контакт с новым спортсменом; понять, кто у него на поводке; оценить перспективы пары; составить план работы и начать воплощать его в жизнь. Начинающий спортсмен не всегда понимает, какую работу проделал тренер, чтобы подобрать упражнения, подходящие именно для данной пары. Нужно не только придумать, как объяснить задачу собаке - нужно еще и подобрать способ объяснения, подходящий спортсмену. Одному требуется мягкое и спокойное "ведение", другому, на определенном этапе подготовки - хороший пинок. Это нормально, мы все разные. Кто-то способен подняться только при условии постоянной позитивной "подкачки", а кому-то нужно хорошенько обидеться, чтобы двигаться вперед на энергии сопротивления... 

 ...Итак, будущий спортсмен и тренер начинают сотрудничество. 
 Если все складывается хорошо, то пара постепенно выходит на соревновательный уровень. Каким этот уровень будет, зависит не только от тренера и спортсмена, но и во многом - от самой собаки. Понятие "потенциал" никто не отменял - при одинаковых вложенных усилиях кто-то станет чемпионом, а кто-то не поднимется выше оценки "очень хорошо". 
  Очень важно, чтобы спортсмен понимал и правильно оценивал потенциал своей собаки. И свой в том числе - согласитесь, если у вас, например, очень высокая загрузка на работе, и времени на занятия с собакой ничтожно мало, сложно, будучи новичком в спорте, стать "чемпионом всего на свете". Обычно в начале тренировок тренер озвучивает свое видение потенциала пары - но, по моему опыту, спортсмен редко запоминает эту информацию. Чаще - или забывает, или обижается, если в оценке своего потенциала он с тренером не согласен. 
 Самостоятельно же, как правило, спортсмен, готовящий первую-вторую собаку, оценить этот параметр не в состоянии. Поэтому, когда в чем-то пара упирается в "потолок" (а тренер в этом случае обычно говорит - "оставь, как есть, ничего не трогай, лучшее - враг хорошего!") - спортсмен начинает искать "другие пути" решения возникшей проблемы. 
 И вот тут при современных возможностях спортсмену легко попасть в ловушку. 

 Допустим, тренер озвучил, что данную собаку не стоит больше разгонять, потому что могут "поплыть" тормозные процессы - и собака начнет скулить или лаять в работе, или вовсе не сможет нормально концентрироваться на задаче. А спортсмену хочется, чтобы "бегала побыстрее". Где там у нас ближайший семинар по обидиенс? Пойду, что ли, схожу, другое мнение послушаю... 
 Тут и начинается самое интересное. Ведущий семинара общается с парой 30-40 минут. Он видит проблему, но понять причину ее возникновения удается не всегда. Это нормально. Именно поэтому, предлагая на семинаре тот или иной способ решения, я обычно говорю проводнику: "это МОЖЕТ сработать. Делайте так 2-3 недели, потом оцените изменения. Если улучшений нет - способ не подходит, надо искать другой". 

 Я не знаю, все ли так говорят. Но те, кто ни разу от ведущих семинаров такой фразы не слышал - задумайтесь над ней, пожалуйста. Возможно, это поможет вам избежать серьезных ошибок. 

 .. Итак, спортсмен сходил на семинар. Или получил он-лайн консультацию. Послушал советы, как ему исправить то или иное упражнение. И эти советы, допустим, совершенно не совпадают с тем, что говорит на занятиях его постоянный тренер. 
 Как действовать дальше, чтобы решить "больную" проблему? Помните: для достижения результата вы с тренером всегда должны быть "в одной упряжке". А значит, нужно разговаривать. Много, серьезно, иногда это может быть неприятно - но это единственный способ продолжать сотрудничество. Те, кто находят в итоге общий язык, обычно достигают вместе высоких результатов. 

 Что происходит "на практике" чаще всего? Спортсмен или вообще не рассказывает тренеру р своем "походе налево", или рассказывает, но очень вскользь; или неверно излагает суть предложенного решения проблемы (не из вредности, а из недостатка понимания и опыта). Все эти варианты ни к чему хорошему не приведут, это очевидно. 
 Есть и другой вариант развития событий. Спортсмен взахлеб делится полученной на семинаре информацией, а тренер будто выливает на него ушат холодной воды: "Мы не будем так делать, твоей собаке это не подходит". 
 Хорошо, если у спортсмена хватит смелости дальше выяснять - почему не подходит. На чаще всего спортсмен в этом случае просто прекращает попытки договориться и начинает делать предложенные на семинаре упражнения, не говоря об этом своему постоянному наставнику. 
 Что часто происходит дальше? В процессе работы над чем-то одним начинает "плыть", ухудшаться что-то другое. Собственного опыта еще не хватает, чтобы понять, что новая проблема появилась из-за попыток "поправить" что-то в другом упражнении. Ведь все упражнения в обидиенс тесно "завязаны" друг на друга, и рассматривать одно упражнение в отрыве от других в корне неверно... 
 Например, то же движения рядом - это лакмусовая бумажка ваших отношений с собакой, и если есть, например, проблема доверия, которая часто возникает как следствие непоследовательных действий проводника, можно сколько угодно править "технику" - не поможет. 
 Плохой прыжок через барьер может "вытекать" из излишне "закрученных гаек" на предыдущих этапах упражнения. 
  И т.д. 

 Знает ли ведущий семинара, который видит вашу пару впервые, особенности данной конкретной собаки, тот путь, который пройден вами ранее? Нет, конечно. Его задача - ответить на заданный вами "здесь и сейчас" вопрос. Он отвечает, как умеет. Дальше - брать ли в работу предложенный метод или не брать - должен решать тот, кто несет ответственность за вашу пару. 
Да-да, хорошо бы не забывать - ведущий семинара может искренне желать помочь, но ответственность за результаты вашей пары - на том, у кого вы тренируетесь постоянно. 
Именно постоянный тренер знает, какие упражнения вы сможете со временем прокачать до "десятки", а какие стоит оставить на уровне 7-8 баллов, чтобы не разрушить все остальное. 
И если вы решаете в какой-то момент делать что-то, что ваш тренер не одобрил (или то, о чем он просто не знает) - именно с этого момента он больше не может отвечать за результат. 
Поймите, пожалуйста: если вы решаете работать как-то по-другому, не так, как рекомендовал тренер, не обсудив с ним это и не получив его одобрения - ответственность за свои результаты вы тем самым берете на себя. 
Вы к этому готовы? 

Если готовы - нет вопросов. Но тогда зачем вам нужен постоянный тренер?.. 

 Для меня самый правильный способ использования спортсменом "сторонних ресурсов" (семинаров, разовых консультаций  и т.д.) выглядит так: 
 - обсуждаем с тренером, к кому можно обратиться с проблемой, которую решить не получается; 
 - вместе с тренером идем на выбранный семинар; 
 - если тренер решил, что предложенный способ решения проблемы подходит - работаем над проблемой с ним вместе. 
 Только так. 
 А самый неправильный - это пойти на семинар, не сказав ничего своему постоянному тренеру. В этом случае тренер может попрощаться с вами прямо  в тот момент, когда узнает об этом. И не из вредности - а просто потому, что он не может при таких обстоятельствах отвечать за результат. 

 ...Так кому же может подойти система подготовки "у каждого возьму то, что он может дать - и стану круче всех"? 
 Только тому, кто действительно "сам себе тренер". Тому, чьи знания и опыт на момент начала подготовки собаки позволяют определить, где искать ответ на тот или иной вопрос; грамотно переработать полученную из разных источников информацию; взять только нужное; придумать, как встроить в свои тренировки то, что может помочь улучшить картинку, но не испортит ранее наработанное...
 И за неизбежно сделанные в тренинге ошибки настучать по башке себе самому. 

 Таких спортсменов среди новичков я не встречала ни разу. 
 Как по мне, только такая концепция тренировок может быть названа словом "самоподготовка". 
 ...И если вы способны сделать всю эту работу самостоятельно - продолжайте развиваться дальше, у вас потенциал отличного тренера! 

... А что же остальные? А вот у остальных чаще всего "на выходе" после такой "бессистемной системы подготовки" мы видим результат на уровне "...ваш сын Дядя Шарик".  
У которого, как известно, "то лапы ломит, то хвост отваливается" (С). 
 
P.S. Надеюсь, допишу вторую часть в ближайшее время. Ну, или как получится. ;) 

Елена Лимонова, 22.10.2024.

Похвала “ИНСТРУКТОР ПО ВОЖДЕНИЮ"
Похвала “ИНСТРУКТОР ПО ВОЖДЕНИЮ"

DRIVING INSTRUCTOR (ИНСТРУКТОР ПО ВОЖДЕНИЮ) УСПОКАИВАЕТ СОБАКУ
#миаскогстер #похвала 
 
Driving Instructor -похвала: 
 
💥 Передает чувство безопасности, сочувствие и успокаивает собаку
💥 Низкий, спокойный и мягкий голос, который может быть слегка растянутым
💥 Поворачивайте голову в сторону, хваля собаку, чтобы показать, что вы проявляете эмпатию и находитесь в моменте
💥 Улыбайтесь, но не так широко и радостно, как при похвале Potty
💥 Не используйте этот голос, если хотите вдохновить собаку. Этот тип похвалы не является вдохновляющим!

Это похвала, которую вы используете, чтобы успокоить собаку и заставить её доверять вам в сложных ситуациях. Представьте, что вы впервые едете в городе на учебной машине автошколы, а инструктор сидит рядом. Вы случайно заезжаете на улицу с односторонним движением не в том направлении и начинаете паниковать. Инструктор успокаивает вас: «Всё в порядке. Теперь давайте спокойно продолжим движение и сосредоточимся на вождении. Повернём туда, вернёмся в правильное направление. Вот так. Вы всё сделали очень хорошо».

Собаки иногда тоже оказываются в неправильном направлении. Они видят «монстров», пугаются, расстраиваются, нервничают. В такой ситуации задача владельца — быть спокойным и уверенным, как скала. Именно поэтому хозяин всегда знает, что делать, и собака должна его слушать.

Похвалы в стиле Driving Instructor (Инструктор по вождению) звучат низко и спокойно, слоги растянуты: «Хо-ро-шо. Мы всё сделали. По-дож-ди. Ка-кой хо-ро-ший мальчик/девочка». Они выражают сочувствие к собаке, но при этом демонстрируют абсолютную уверенность, стабильность и достоинство. Хозяин знает, что делать, и помогает собаке правильно вести себя в ситуации.

Сложность с похвалой Driving Instructor заключается в том, что её нужно использовать в момент, когда собака только начинает нервничать. К сожалению, эмоции часто передаются в обратном направлении — нервная собака делает нервным и владельца. Поэтому хозяин должен в первую очередь контролировать свои собственные эмоции и не показывать собаке свою неуверенность.

Driving Instructor, вероятно, является самой часто используемой похвалой. Однако, к сожалению, её в основном применяют в совершенно неправильных ситуациях. Похвала Driving Instructor не вдохновляет и не заряжает энергией. Она не повышает мотивацию собаки и не укрепляет её самооценку. Поэтому её не следует использовать для того, чтобы собака была счастливой и вдохновлённой. Тем не менее многие владельцы используют эту похвалу практически во всех тренировочных ситуациях, даже не осознавая этого. В результате собака учится тому, что нет смысла стараться или сильно возбуждаться. Итогом тренировки часто становится собака, которая работает вполсилы, её результатам не хватает энергии и решимости.

Автор Миа Скогстер. Из книги "Let's speak dog" 
 
В следующем посте мы узнаем о похвале Amazed (удивлённый).

Почему важно знать все "хочу" своей собаки?
Почему важно знать все "хочу" своей собаки?

Очень важным аспектом самой обычной рутинной тренировки является эмоциональный настрой собаки. 
Я бы сказала, первостепенным фактором. Множество проблем отпадают сами собой, когда на тренировках соблюдается правило - взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованной собакой. Сотрудничество может быть только в том случае, когда интересы на тренировке совпадают. Когда вы знаете какое конкретно «хочу» в голове у собаки, и вы этим «хочу» манипулируете! 
Вы - тот, кто реализует это «хочу» в реальность, тот, кто подпитывает прагматичную сторону собаки своими действиями) 
Взаимовыгодное «ты мне - выполнение навыка, я тебе - то, что ты очень хочешь». 
Множество разных хитростей и уловок помогут сделать тренировочный процесс настоящим представлением! Только так можно добиться мотивированной, заинтересованной, активной работы. И, со временем, вы получите собаку, которую не выгонишь с площадки, собака хочет быть с вами и участвовать во всем движе, который вы предлагаете в награду! 
Тренировка - это не «я командую, а ты - выполняешь». Это работа в тандеме. 
Если собака является активным участником тренировки, то она лучше будет следить за тем, что происходит, собака анализирует свои действия и понимает, что конкретно нужно сделать, чтобы как можно быстрее получить желаемое! 
Хотя я бы отнесла этот принцип работы не только в формат площадки, послушание в быту и на улице - не исключение. 
Только так! Никаких «ты должен, патамушта я твой хозяин» тут не прокатит. Эгоистичная натура собаки должна быть удовлетворена в ее природных хотелках. 
Нужно постараться заинтересовать, заинтриговать, периодически удивлять собаку в тренинге, знать, что для неё ценно и выдавать сполна эту ценность в награде - тогда с вами будет интересно. И выгодно. 
Тогда «ленивые» собаки становятся активными, «хитрые» - простыми, «упрямые» - жаждущими получить свою заветную цель.. и дело, как это обычно бывает, не в собаке. Мотивация первостепенна.

Автор: Юлия Абляхова

Марко Коскенсало о хватках собаки
Марко Коскенсало о хватках собаки
Поведение на хватке может быть результатом тренинга. Он ведёт к хорошему или плохому результату. Однако естественное поведение собаки на хватке – это отражение её сущности.
Я бы хотел поговорить об этом, потому что за историю развития кинологического спорта требования и пожелания к хватке меняются (как и всё остальное в этом спорте), и интерпретация различных видов борьбы очень часто понимается полностью неправильно.
 
Несколько видов природной борьбы собаки:
 
1. Обвисание – остановка движения добычи животным попыткой придавить его к земле.
 
2. Удушение – спокойная, крепкая, неподвижная хватка, если добыча не движется и не вырывается. Это имитация природного поведения попытки задушить животное, которое собака поймала.
 
3. Трепание и разрывание – травмирование добычи, то, что мы часто видим у терьеров. Это дополнение к обездвиживанию и удушению. Здесь наступает смерть жертвы от потери крови. 
 
4. Тряска – помогает быстрее убить мелкую добычу.
 
5. Натяжение и отрывание – результат желания заполучить себе как можно большую часть добычи.
 
Каждая собака имеет свой индивидуальный природный стиль борьбы. Некоторые сражаются как сумасшедшие, закручивая фигуранта вбок и вперёд; некоторые наоборот абсолютно спокойны на хватке и сразу обвисают сделав её; некоторые же направляют все свои силы на то, чтобы тянуть добычу на себя. Когда появляется мода на определённый стиль борьбы для всех собак, происходит игнорирование того факта, что нам необходимы разные типы собак, для того чтобы порода были здоровой и универсальной.
Например, мода на научение собаки тянуть рукав и заворачивать фигуранта за спину привела к такой тенденции в защите, как избегание, которая, по сути, своей является противоположностью борьбе.
 
Именно здесь многие люди путают два понятия. Эту ситуацию можно сравнить с плачущим человеком. От чего он плачет? Он счастлив? Он расстроен? Или обескуражен? Взволнован или испуган? Когда я работаю со «слабой» собакой, момент перехода между тем, когда собака действительно борется, и тем, когда она пытается перебороть себя, очень хорошо виден.
 
В зависимости от своего опыта вы скажете про такую собаку, что она не уверена или что она испугалась.
 
Такая интерпретация происходящего становится ещё более убедительной, когда мы видим, что с нарастающим опытом, когда собака становится всё более и более уверенной, нам всё сложнее вызвать борьбу, которую мы бы хотели видеть: тянуть или трясти. Когда собаке становятся слишком комфортно (что и происходит при хорошем правильном тренинге), она предпочитает беречь силы и оставаться в простой удушающей хватке. Чем больше угрозы и конкуренции собака чувствует, тем больше вероятность того, что на хватке собака покажет борьбу в виде тряски головой или потянет добычу на себя. Собака, которая не чувствует угрозы, может быть спокойнее на хватке и с меньшей вероятностью будет реагировать на низкий уровень опасности. И только когда ситуация обострится до определенного уровня (не наблюдаемого в нашей программе IGP), она почувствует необходимость противостоять.
 
То, что собака воспринимает как угрозу, становится ключевым моментом для оценки, хотя это далеко не всегда точный и чёткий критерий для оценивания. Ведь есть и собаки, которые от природы получают радость от тряски головой на хватке, и делают они это не потому, что реагируют на угрозу, а скорее для развлечения и потому, что им это нравится. Другие собаки могут толкаться или тянуть на себя рукав во время борьбы просто потому, что это их натуральный стиль поведения. Как бы то ни было, ОБА эти варианта могут быть формами избегания или отсутствия уверенности, и чтобы отличить эти типы поведения, нужен человек, который хорошо разбирается в собаках.
 
Возможно, самым важным здесь является то, что даже они не всегда могут быть уверены на 100%. Да, именно так, в наше время невозможно полностью с уверенностью сказать – это природное поведение или оно сформировано с использованием различных инструментов таких, как электроошейник, электропогонщик скота, плётка, палка и прочее. Особенно если вы смотрите соревнования, а не простые испытания. В этот день оценка действий собаки зависит только от мнения одного человека – судьи.
 
Собака, которая борется как сумасшедшая, возможно, является таковой и в жизни.
 
Собака, обвисающая на рукаве, возможно, и в жизни будет более спокойной.
 
Какой же тип собаки нужен в полицейской или военной службе? Вы хотите собаку, которая будет блокировать и кусать подозреваемого в комнате ожидания? Возможно, это зависит от типа работы, которую вы выполняете.
 
Все мы видели неуверенных собак с хорошей полной хваткой, не меняющих её на давлении, борющихся как сумасшедшие, но при этом всё равно не являющихся животными высокого качества. Приравнивать определенный вид борьбы к качеству – это действительно очень опасный путь. Также стоит отметить различное восприятие угрозы и пороговые значения, сопровождающие это восприятие. Мы не просто оцениваем поведение на хватке – это оценка представления собаки об опасности. Хотим ли мы собак, которые реагируют на каждую малейшую угрозу? А может ли быть храбрость без страха? Какую собаку легче заставить бороться: нервную или стабильную?
 
Существует тонкая грань и множество противоположных взглядов на этот вопрос, и именно поэтому нам нужны разные типы собак.
 
Оба типа могут быть качественными животными, полезными для генофонда. Проблема возникает, когда люди, работающие с собаками, говорят себе, что только один стиль поведения является приемлемым, и пытаются заставить каждую собаку соответствовать ему.
 
Перевод Ольга Тимошенко
IMG_20241109_095808  i IMG_20241109_095822
 
ИНТОНАЦИИ ПОХВАЛЫ ПОМОГАЮТ УГЛУБИТЬ ВАШУ СВЯЗЬ С СОБАКОЙ
ИНТОНАЦИИ ПОХВАЛЫ ПОМОГАЮТ УГЛУБИТЬ ВАШУ СВЯЗЬ С СОБАКОЙ

В мире спортивной дрессировки есть одна очень известная спортсменка - Миа Скогстер. На просторах интернета часто можно встретить видео работы Миа Скогстер с её собаками. И нельзя не заметить, как Миа общается со своими собаками, какие она демонстрирует эмоции в общении и как на это реагируют собаки. Об этом Миа рассказывает в своей книге "Let's speak dog". Давайте немного познакомимся, что для Миа похвала и какие её варианты она использует. 👇

Похвала не только усиливает мотивацию вашей собаки выполнять желаемое задание, но также вызывает определённые эмоции у вашей собаки. Ваши интонации влияют на то, какие эмоции вы укрепляете. В некоторых задачах и ситуациях вы хотите, чтобы собака была максимально воодушевлена и горда, в других — спокойна и расслаблена.

Изучение разных интонаций похвалы поможет вдохновить вашу собаку сотрудничать и выполнять задачи в необходимом эмоциональном состоянии. Для собак также верно выражение: энтузиазм порождает успех. Успех порождает энтузиазм!

Я систематически использую шесть различных интонаций похвалы и их вариации в дрессировке собак: Potty (милый), Braggy (ликующий), Flirty (флиртующий), Amazed (удивлённый), Driving Instructor (инструктор по вождению) и Witch (ведьма). Эти интонации названы так, чтобы даже без собаки было легко создать мысленный образ интонации и эмоционального выражения, которые передаются через каждую похвалу.

Я использую Potty, чтобы повысить радость и чувство свободы у своей собаки. С помощью Braggy я поднимаю самооценку своей собаки и её гордость за своё выступление. С помощью Flirty я становлюсь интересной в глазах собаки и создаю ощущение взаимной привязанности. Amazed помогает мне привлечь внимание собаки в ситуациях, когда требуется полная концентрация. С помощью Witch я увеличиваю мотивацию и настойчивость собаки в достижении награды.

Даже если вам трудно поверить в интонации похвалы с забавными названиями, я уверена, что вы считаете правильным хвалить собаку по-разному в различных ситуациях. Чем легче вам принять роль каждой интонации похвалы, тем более искренним будет ваше погружение в процесс, и тем легче вам будет систематически повторять это в разных ситуациях. Через вашу похвалу ваша собака будет получать гораздо больше информации, чем просто подкрепление. Желаемое эмоциональное состояние и степень концентрации включаются практически автоматически.

Автор Миа Скогстер
Из книги "Let's speak dog"

IMG_20241021_133305  f09d01c4b602ff040e6dea4822dadfff  43a5007848e4910b1c9122141005d501

FLIRTY (ФЛИРТУЮЩИЙ) ТОН ПОХВАЛЫ ДЕЛАЕТ ВЛАДЕЛЬЦА ИНТЕРЕСНЫМ ДЛЯ СОБАКИ
FLIRTY (ФЛИРТУЮЩИЙ) ТОН ПОХВАЛЫ ДЕЛАЕТ ВЛАДЕЛЬЦА ИНТЕРЕСНЫМ ДЛЯ СОБАКИ
 Flirty -похвала:
 
💥Передает экзотику и пробуждает интерес собаки к хозяину и награде. 
💥 Низкий и мягкий, кокетливый голос с паузами. 
💥 Не забудьте улыбаться, поднимать брови, отворачиваться от собаки. 
💥 Похвала Flirty также работает во время награждения и заставляет собаку чувствовать себя привлекательной. 
💥 Используйте только редко и осторожно, чтобы сохранить напряжение и увлеченность похвалой.
 
Да, вы также можете флиртовать с собакой, и большинству из них это нравится. Цель этого похвального тона – дать собаке почувствовать, что она делает что-то стоящее. Я часто использую этот тон сама до начала тренировки, когда собака проявляет интерес к награде в моей руке: «Мммм... вкусная тефтелька, ох, ля-ля... где бы мне достать одну для тебя…» 
 
Флиртующий тон — низкий и мягкий. Его интонация поднимается и опускается, но не так высоко, как в интонации Potty похвалы. В этом тоне есть паузы. Когда флиртуете, улыбайтесь, поднимайте брови, отворачивайтесь от собаки и двигайте плечами. Это может звучать забавно, но это лучший похвальный тон для привлечения интереса собаки. 
 
Флирт не должен быть слишком затянутым, но собака должна получить пользу от привлечения внимания в течение нескольких секунд. Это также отличный тон похвалы, когда вы хотите усилить мотивацию вашей собаки. Вы можете использовать этот тон, когда прячете награду, отворачиваясь от собаки. Похвала и движение вместе помогают собаке оставаться активной и сфокусированной, даже если награда исчезает из поля зрения и прячется в кармане хозяина. Это самый распространенный момент, когда собаки начинают отвлекаться и вот-вот потеряют интерес к хозяину. Когда собака ищет вашего внимания и следит за вашими движениями, кружась вокруг вас, вы можете отпустить собаку и наградить ее либо едой, либо игрушкой.
Во время игры вы можете хвалить собаку либо с помощью Potty похвалы, либо ликующей Braggy похвалы, в зависимости от собаки и ситуации. 
 
Позже собака уже не будет вознаграждена сразу после того, как награда была убрана. Вместо этого, после флирта, можно позволить собаке выполнить приятное упражнение. Это может быть, например, посадка перед хозяином, возвращение в основную позицию или выполнение команды рядом. Вознаградите собаку за выполнение задачи с помощью маркера награды и последующей похвалы, а также еды или игрушки. 
________________________________________ 
 
Маркер награды – это подтверждение, используемое для усиления и уточнения процесса обучения собаки. Это может быть кликер или слово похвалы (например, "Zip" или "Free"), чтобы обозначить собаке точное поведение, которое мы хотим поощрить. Например, когда собака садится, и вы хотите, чтобы она сделала это быстро, вы кликаете или говорите " Zip " в тот момент, когда ее зад касается земли. После этого собака вознаграждается либо едой, либо игрушкой и, конечно, похвалой. Если маркер награды постоянно срабатывает слишком рано, собака может начать садиться "на поджилки", опускаясь наполовину и оставляя зад в воздухе. Если маркер приходит слишком поздно, это подкрепляет выдержку собаки в сидячем положении, а не быстрый посадку.
 
________________________________________ 
 
Вы также можете использовать флиртующий тон во время игры. Возьмите другой конец игрушки, пока собака кусает её, и аккуратно потяните в сторону. Скажите "Ух ты", "О, Боже", или "Ох, ля-ля" флиртующим тоном, как только щенок стал крепче держать игрушку. В тот же момент прекратите тянуть и позвольте щенку забрать игрушку.
 
Вы также можете использовать флиртующий тон, когда собака подходит с игрушкой и предлагает её вам: "Ох, как прекрасно, о боже мой". Вам не нужно хватать игрушку, просто похвалите собаку за то, что она повернулась к вам и показывает её. Такая шикарная игрушка заслуживает того, чтобы её демонстрировали, мне бы тоже такую! Если собака подходит очень близко, вы можете попробовать еще один лёгкий боковой рывок, используя флиртующий тон.
 
Щенок должен чувствовать, что хозяин не собирается забирать у него игрушку. Напротив, хозяин и собака вместе радуются сокровищу, которое она заполучила. Сначала просто сопротивление – это не борьба. Достаточно того, чтобы щенок крепче держал игрушку, что вызывает флиртующую похвалу. По мере роста уверенности щенка можно ожидать от него большего: чтобы заполучить игрушку, ему нужно потрясти или вырвать её у вас. Когда щенок выигрывает игрушку, можно перейти к мягкому ликующему тону Braggy: "Ура! Это великолепный щенок. Он такой умный, мы ещё никогда не видели такого". Мы хлопаем в ладоши и восхищаемся уверенностью щенка в себе. 
 
Даже если щенок естественно не стремится угодить, ему приятно быть в центре внимания. Я имею в виду, что замечательно, когда кто-то действительно понимает и восхищается тобой! Как заводчик, я стараюсь передать все эти эмоциональные переживания щенкам с возраста четырёх недель. Я использую все шесть типов похвалы в различных ситуациях. Самоуверенность щенка, мотивация к игре и сила хватки улучшаются каждый день, когда его навыки систематически развиваются через увлекательные эмоциональные переживания. 
 
Автор Миа Скогстер
Из книги "Let's speak dog" 
PBAA9geSOmR_87vHUCIz6sU0eErlhtAesPwak0pqFQrjVOhG1biiSaBsQeExfF4JWZJFZp4PjtoivK1NG479Tp-Z  9P05sNNXoE4CkbDCwaJ3NrFD2uBXJdBRQgX2f5GRWYIeBWaU3_3kONCQiY-7LfyiUBocXzgJ5qA1xht8qQaaupQB