ЗНАЕТ, НО НЕ ВЫПОЛНЯЕТ
Дата публикации: 19.12.2024 07:22
Очень часто владельцы собак произносят эту фразу. "Она у меня команды знает, но не всегда выполняет".
Или "Дома слушается, все делает, и сидеть, и лежать, а на улице нет".
Разочарую. Не бывает никакого "знает, но не выполняет". Любая команда - это нейронная связь в мозге. То, что называется "условный рефлекс". А что такое условный рефлекс, выражаясь просто?
Сначала какое-то слово для собаки вовсе безразлично. Потом оно при повторении начинает связываться с какими-либо событиями, действиями, которые так же стабильно повторяются при произнесении этого слова владельцами.
Само по себе слово собака не понимает. Но если вы будете говорить "Гулять!" и выводить собаку на прогулку, это слово для собаки перестанет быть пустым сотрясением воздуха. При слове "Гулять!" она радостно поскачет к двери, даже если вы не собирались ее выгуливать.
До этого безразличное сочетание звуков вызовет у нее реакцию. Сигнал станет для нее прочным условным раздражителем. Потому что подкреплялся безусловно, инстинктивными радостями - прогулкой, удовлетворенным желанием пописать-покакать, и так далее.
При этом, конечно, произносить вы можете хоть слово "синхрофазотрон", главное, стабильно и перед прогулкой. Собаке все равно, какие конкретно звуки будут положительно подкрепляться. На каком языке. Или вовсе случайный набор букв. Если перестанете положительно подкреплять слово "гулять", слово постепенно станет для собаки безразличным.
Это обычная схема условного рефлекса. С его выработкой и угасанием без подкрепления. Без подробностей.
Разные условные рефлексы формируются у собак в течение жизни. Нужные и ненужные. Собака, как существо высокорганизованное, чуткое, все время наблюдает за окружающим миром. И устанавливает те самые нейронные связи.
Звенит будильник - она бежит к постели владельца. Если владелец не подкрепляет это вниманием, лаской и эмоциями, сигнал будильника будет для собаки индифферентен. Если подкрепляет, собака станет настойчиво будить владельца, невзирая ни на что.
Связи, коннектинг. )
Но помимо этого, жизнь собаки наполнена и всякими другими раздражителями окружающей среды. Раздражители - все, что воздействует на ее органы чувств. Слух, зрение, обоняние, "вкусовые сосочки" и так далее.
Что-то на нее действует сильнее, что-то слабее. Индивидуально. Кастрированный спаниель не обратит внимания на течную суку. А годовалый доберман станет "сходить с ума". Тот же спаниель, если он охотничьих кровей, может сильно возбудиться при виде утки. А тому же условному доберману (учитываем, что и доберманы разные), может быть на нее наплевать, он лучше за палкой побегает.
Сколько собак, столько и индивидуальностей, и индивидуальности разные. Хотя породные особенности чаще предсказуемы.
И вот, в этом огромном мире собака начинает обучаться. Тому, что нужно владельцу. И неизбежно ее начальные, еще неустойчивые, "команды" вступают в конфликт с раздражителями окружающей среды.
Владелец. обучающий собаку послушанию, всячески мотивирует собаку. Способов и методик множество. Чтобы собака слушалась радостно и в любой ситуации. Радостно, охотно, четко -это обязательно. И в хорошем контакте с владельцем. Чтобы собаке выполнить команду было предпочтительней, чем не выполнить. О том, как это делается - разговор долгий, на книжку хватит.
А сейчас лишь о том, почему собака "команду знает, но не всегда выполняет".
Потому, что устойчивый рефлекс не выработан, не закреплен.
Любое обучение всегда идет от простого к сложному. Недаром в музыкальной школе мы сначала играем одной рукой "Во поле березка стояла", а через несколько лет уже "Лунную сонату" все ее части (а не только первую) и двумя руками, и бегло.
Сначала обучаем собаку в так называемой "обедненной среде"(тихое место в парке, площадка итд) , если в группе, то на поводке. Где ничто не отвлекает собаку, ни другие собаки (если собака без поводка), ни кошки, ни птички.
Когда у собаки пройдены первые фазы обучения, выработан начальный условный рефлекс, а также желание работать с владельцем, учеба интересна, хорошо подкрепляется положительно, постепенно вводим отвлекающие раздражители.
Занимаемся в разных местах, где есть то, что собаку способно отвлечь. Для каждой собаки разные соблазны.
Но она уже на первом этапе многое запомнила. Ей уже интересно учиться, и начальные фазы образования рефлексов и контакта с владельцем пройдены.
И тут конфликт. Оказывается. надо все делать и при кошке, и при собачке, и при велосипедистах. и мало ли еще при чем, что для собаки увлекательно.
Закрепляем условные рефлексы. И никуда не торопимся. Дома-то каждый "все команды знает", просто потому, что дома скукота.
Но спешка хороша только при ловле блох, как известно. Хозяева-торопыги, с неотработанным подзывом, например, часто начинают собаку отпускать поиграть с собаками, а потом дозваться не могут. Ну как же, она же "на площадке все делала" или "дома сразу подходит".
Так "на площадке" или "дома" нет конфликта раздражителей. И собаке не из чего выбирать. У нее только начальная стадия выработки условного рефлекса, который еще не стал устойчивым навыком. Устойчивый навык - это термин, если что.
Вот когда станет, тогда можно и играть отпускать. И собака быстро все выполнит и при собачках, и при кошечках, и при птичках, и при велосипедистах, или что для нее раньше было важнее, чем владелец и его команды. И внимание ее будет на вас, а не на все это постороннее.
А станете торопиться, не отработаете все постепенно, будет "знает, но не всегда выполняет". Будете раньше времени командовать при соблазнах, только закрепите у собаки то, что не послушаться - можно, и прекрасно прокатывает.
"Знание" команд на хлеб не намажешь, когда ваша собака убежит за кошкой. И собака-то это прекрасно "знает".
И каждая недоотработанная, но поданная, команда - обучение собаки не слушаться. Или слушаться только тогда, когда ничего более интересного для собаки в этот момент нет.
Вот и весь секрет "знает, но не всегда выполняет". Не знает она пока ничего толком. Просто недоучили.
И удивляетесь, чего она "Лунную сонату" не играет. Или только дома, и одной рукой, да и получается "Во поле березка".
Или "Дома слушается, все делает, и сидеть, и лежать, а на улице нет".
Разочарую. Не бывает никакого "знает, но не выполняет". Любая команда - это нейронная связь в мозге. То, что называется "условный рефлекс". А что такое условный рефлекс, выражаясь просто?
Сначала какое-то слово для собаки вовсе безразлично. Потом оно при повторении начинает связываться с какими-либо событиями, действиями, которые так же стабильно повторяются при произнесении этого слова владельцами.
Само по себе слово собака не понимает. Но если вы будете говорить "Гулять!" и выводить собаку на прогулку, это слово для собаки перестанет быть пустым сотрясением воздуха. При слове "Гулять!" она радостно поскачет к двери, даже если вы не собирались ее выгуливать.
До этого безразличное сочетание звуков вызовет у нее реакцию. Сигнал станет для нее прочным условным раздражителем. Потому что подкреплялся безусловно, инстинктивными радостями - прогулкой, удовлетворенным желанием пописать-покакать, и так далее.
При этом, конечно, произносить вы можете хоть слово "синхрофазотрон", главное, стабильно и перед прогулкой. Собаке все равно, какие конкретно звуки будут положительно подкрепляться. На каком языке. Или вовсе случайный набор букв. Если перестанете положительно подкреплять слово "гулять", слово постепенно станет для собаки безразличным.
Это обычная схема условного рефлекса. С его выработкой и угасанием без подкрепления. Без подробностей.
Разные условные рефлексы формируются у собак в течение жизни. Нужные и ненужные. Собака, как существо высокорганизованное, чуткое, все время наблюдает за окружающим миром. И устанавливает те самые нейронные связи.
Звенит будильник - она бежит к постели владельца. Если владелец не подкрепляет это вниманием, лаской и эмоциями, сигнал будильника будет для собаки индифферентен. Если подкрепляет, собака станет настойчиво будить владельца, невзирая ни на что.
Связи, коннектинг. )
Но помимо этого, жизнь собаки наполнена и всякими другими раздражителями окружающей среды. Раздражители - все, что воздействует на ее органы чувств. Слух, зрение, обоняние, "вкусовые сосочки" и так далее.
Что-то на нее действует сильнее, что-то слабее. Индивидуально. Кастрированный спаниель не обратит внимания на течную суку. А годовалый доберман станет "сходить с ума". Тот же спаниель, если он охотничьих кровей, может сильно возбудиться при виде утки. А тому же условному доберману (учитываем, что и доберманы разные), может быть на нее наплевать, он лучше за палкой побегает.
Сколько собак, столько и индивидуальностей, и индивидуальности разные. Хотя породные особенности чаще предсказуемы.
И вот, в этом огромном мире собака начинает обучаться. Тому, что нужно владельцу. И неизбежно ее начальные, еще неустойчивые, "команды" вступают в конфликт с раздражителями окружающей среды.
Владелец. обучающий собаку послушанию, всячески мотивирует собаку. Способов и методик множество. Чтобы собака слушалась радостно и в любой ситуации. Радостно, охотно, четко -это обязательно. И в хорошем контакте с владельцем. Чтобы собаке выполнить команду было предпочтительней, чем не выполнить. О том, как это делается - разговор долгий, на книжку хватит.
А сейчас лишь о том, почему собака "команду знает, но не всегда выполняет".
Потому, что устойчивый рефлекс не выработан, не закреплен.
Любое обучение всегда идет от простого к сложному. Недаром в музыкальной школе мы сначала играем одной рукой "Во поле березка стояла", а через несколько лет уже "Лунную сонату" все ее части (а не только первую) и двумя руками, и бегло.
Сначала обучаем собаку в так называемой "обедненной среде"(тихое место в парке, площадка итд) , если в группе, то на поводке. Где ничто не отвлекает собаку, ни другие собаки (если собака без поводка), ни кошки, ни птички.
Когда у собаки пройдены первые фазы обучения, выработан начальный условный рефлекс, а также желание работать с владельцем, учеба интересна, хорошо подкрепляется положительно, постепенно вводим отвлекающие раздражители.
Занимаемся в разных местах, где есть то, что собаку способно отвлечь. Для каждой собаки разные соблазны.
Но она уже на первом этапе многое запомнила. Ей уже интересно учиться, и начальные фазы образования рефлексов и контакта с владельцем пройдены.
И тут конфликт. Оказывается. надо все делать и при кошке, и при собачке, и при велосипедистах. и мало ли еще при чем, что для собаки увлекательно.
Закрепляем условные рефлексы. И никуда не торопимся. Дома-то каждый "все команды знает", просто потому, что дома скукота.
Но спешка хороша только при ловле блох, как известно. Хозяева-торопыги, с неотработанным подзывом, например, часто начинают собаку отпускать поиграть с собаками, а потом дозваться не могут. Ну как же, она же "на площадке все делала" или "дома сразу подходит".
Так "на площадке" или "дома" нет конфликта раздражителей. И собаке не из чего выбирать. У нее только начальная стадия выработки условного рефлекса, который еще не стал устойчивым навыком. Устойчивый навык - это термин, если что.
Вот когда станет, тогда можно и играть отпускать. И собака быстро все выполнит и при собачках, и при кошечках, и при птичках, и при велосипедистах, или что для нее раньше было важнее, чем владелец и его команды. И внимание ее будет на вас, а не на все это постороннее.
А станете торопиться, не отработаете все постепенно, будет "знает, но не всегда выполняет". Будете раньше времени командовать при соблазнах, только закрепите у собаки то, что не послушаться - можно, и прекрасно прокатывает.
"Знание" команд на хлеб не намажешь, когда ваша собака убежит за кошкой. И собака-то это прекрасно "знает".
И каждая недоотработанная, но поданная, команда - обучение собаки не слушаться. Или слушаться только тогда, когда ничего более интересного для собаки в этот момент нет.
Вот и весь секрет "знает, но не всегда выполняет". Не знает она пока ничего толком. Просто недоучили.
И удивляетесь, чего она "Лунную сонату" не играет. Или только дома, и одной рукой, да и получается "Во поле березка".