...Несколько месяцев назад прочитала в ленте материал, посвященный нормативу обидиенс как спорту. Автор упоминал о том, что "современные тенденции таковы, что все тренируются у всех", и это, мол, хорошо и правильно - обмен опытом и все такое. Захотел спортсмен послушать одного тренера - сходил к нему на семинар; захотел послушать другого - сходил к другому. К третьему в лагерь съездил. Один помог собрать одно упражнение, другой - другое, глядишь - и отличная пара получилось...
С "тенденциями" я согласна - в условиях "информационной блокировки" на первый взгляд кажется неплохим выходом обмен опытом из серии "я делаю так, и у меня получается - делай, как я!"
Давайте разберемся, какие плюсы и минусы у данной тенденции.
Сначала - о том, как чаще всего бывает в жизни.
...Человек берет щенка и решает стать спортсменом в обидиенс. Или наоборот - решает стать спортсменом, и поэтому берет щенка. Изучает, какие тренеры есть поблизости, договаривается о занятиях и приступает к тренировкам.
Тренеру нужно какое-то время - чтобы наладить контакт с новым спортсменом; понять, кто у него на поводке; оценить перспективы пары; составить план работы и начать воплощать его в жизнь. Начинающий спортсмен не всегда понимает, какую работу проделал тренер, чтобы подобрать упражнения, подходящие именно для данной пары. Нужно не только придумать, как объяснить задачу собаке - нужно еще и подобрать способ объяснения, подходящий спортсмену. Одному требуется мягкое и спокойное "ведение", другому, на определенном этапе подготовки - хороший пинок. Это нормально, мы все разные. Кто-то способен подняться только при условии постоянной позитивной "подкачки", а кому-то нужно хорошенько обидеться, чтобы двигаться вперед на энергии сопротивления...
...Итак, будущий спортсмен и тренер начинают сотрудничество.
Если все складывается хорошо, то пара постепенно выходит на соревновательный уровень. Каким этот уровень будет, зависит не только от тренера и спортсмена, но и во многом - от самой собаки. Понятие "потенциал" никто не отменял - при одинаковых вложенных усилиях кто-то станет чемпионом, а кто-то не поднимется выше оценки "очень хорошо".
Очень важно, чтобы спортсмен понимал и правильно оценивал потенциал своей собаки. И свой в том числе - согласитесь, если у вас, например, очень высокая загрузка на работе, и времени на занятия с собакой ничтожно мало, сложно, будучи новичком в спорте, стать "чемпионом всего на свете". Обычно в начале тренировок тренер озвучивает свое видение потенциала пары - но, по моему опыту, спортсмен редко запоминает эту информацию. Чаще - или забывает, или обижается, если в оценке своего потенциала он с тренером не согласен.
Самостоятельно же, как правило, спортсмен, готовящий первую-вторую собаку, оценить этот параметр не в состоянии. Поэтому, когда в чем-то пара упирается в "потолок" (а тренер в этом случае обычно говорит - "оставь, как есть, ничего не трогай, лучшее - враг хорошего!") - спортсмен начинает искать "другие пути" решения возникшей проблемы.
И вот тут при современных возможностях спортсмену легко попасть в ловушку.
Допустим, тренер озвучил, что данную собаку не стоит больше разгонять, потому что могут "поплыть" тормозные процессы - и собака начнет скулить или лаять в работе, или вовсе не сможет нормально концентрироваться на задаче. А спортсмену хочется, чтобы "бегала побыстрее". Где там у нас ближайший семинар по обидиенс? Пойду, что ли, схожу, другое мнение послушаю...
Тут и начинается самое интересное. Ведущий семинара общается с парой 30-40 минут. Он видит проблему, но понять причину ее возникновения удается не всегда. Это нормально. Именно поэтому, предлагая на семинаре тот или иной способ решения, я обычно говорю проводнику: "это МОЖЕТ сработать. Делайте так 2-3 недели, потом оцените изменения. Если улучшений нет - способ не подходит, надо искать другой".
Я не знаю, все ли так говорят. Но те, кто ни разу от ведущих семинаров такой фразы не слышал - задумайтесь над ней, пожалуйста. Возможно, это поможет вам избежать серьезных ошибок.
.. Итак, спортсмен сходил на семинар. Или получил он-лайн консультацию. Послушал советы, как ему исправить то или иное упражнение. И эти советы, допустим, совершенно не совпадают с тем, что говорит на занятиях его постоянный тренер.
Как действовать дальше, чтобы решить "больную" проблему? Помните: для достижения результата вы с тренером всегда должны быть "в одной упряжке". А значит, нужно разговаривать. Много, серьезно, иногда это может быть неприятно - но это единственный способ продолжать сотрудничество. Те, кто находят в итоге общий язык, обычно достигают вместе высоких результатов.
Что происходит "на практике" чаще всего? Спортсмен или вообще не рассказывает тренеру р своем "походе налево", или рассказывает, но очень вскользь; или неверно излагает суть предложенного решения проблемы (не из вредности, а из недостатка понимания и опыта). Все эти варианты ни к чему хорошему не приведут, это очевидно.
Есть и другой вариант развития событий. Спортсмен взахлеб делится полученной на семинаре информацией, а тренер будто выливает на него ушат холодной воды: "Мы не будем так делать, твоей собаке это не подходит".
Хорошо, если у спортсмена хватит смелости дальше выяснять - почему не подходит. На чаще всего спортсмен в этом случае просто прекращает попытки договориться и начинает делать предложенные на семинаре упражнения, не говоря об этом своему постоянному наставнику.
Что часто происходит дальше? В процессе работы над чем-то одним начинает "плыть", ухудшаться что-то другое. Собственного опыта еще не хватает, чтобы понять, что новая проблема появилась из-за попыток "поправить" что-то в другом упражнении. Ведь все упражнения в обидиенс тесно "завязаны" друг на друга, и рассматривать одно упражнение в отрыве от других в корне неверно...
Например, то же движения рядом - это лакмусовая бумажка ваших отношений с собакой, и если есть, например, проблема доверия, которая часто возникает как следствие непоследовательных действий проводника, можно сколько угодно править "технику" - не поможет.
Плохой прыжок через барьер может "вытекать" из излишне "закрученных гаек" на предыдущих этапах упражнения.
И т.д.
Знает ли ведущий семинара, который видит вашу пару впервые, особенности данной конкретной собаки, тот путь, который пройден вами ранее? Нет, конечно. Его задача - ответить на заданный вами "здесь и сейчас" вопрос. Он отвечает, как умеет. Дальше - брать ли в работу предложенный метод или не брать - должен решать тот, кто несет ответственность за вашу пару.
Да-да, хорошо бы не забывать - ведущий семинара может искренне желать помочь, но ответственность за результаты вашей пары - на том, у кого вы тренируетесь постоянно.
Именно постоянный тренер знает, какие упражнения вы сможете со временем прокачать до "десятки", а какие стоит оставить на уровне 7-8 баллов, чтобы не разрушить все остальное.
И если вы решаете в какой-то момент делать что-то, что ваш тренер не одобрил (или то, о чем он просто не знает) - именно с этого момента он больше не может отвечать за результат.
Поймите, пожалуйста: если вы решаете работать как-то по-другому, не так, как рекомендовал тренер, не обсудив с ним это и не получив его одобрения - ответственность за свои результаты вы тем самым берете на себя.
Вы к этому готовы?
Если готовы - нет вопросов. Но тогда зачем вам нужен постоянный тренер?..
Для меня самый правильный способ использования спортсменом "сторонних ресурсов" (семинаров, разовых консультаций и т.д.) выглядит так:
- обсуждаем с тренером, к кому можно обратиться с проблемой, которую решить не получается;
- вместе с тренером идем на выбранный семинар;
- если тренер решил, что предложенный способ решения проблемы подходит - работаем над проблемой с ним вместе.
Только так.
А самый неправильный - это пойти на семинар, не сказав ничего своему постоянному тренеру. В этом случае тренер может попрощаться с вами прямо в тот момент, когда узнает об этом. И не из вредности - а просто потому, что он не может при таких обстоятельствах отвечать за результат.
...Так кому же может подойти система подготовки "у каждого возьму то, что он может дать - и стану круче всех"?
Только тому, кто действительно "сам себе тренер". Тому, чьи знания и опыт на момент начала подготовки собаки позволяют определить, где искать ответ на тот или иной вопрос; грамотно переработать полученную из разных источников информацию; взять только нужное; придумать, как встроить в свои тренировки то, что может помочь улучшить картинку, но не испортит ранее наработанное...
И за неизбежно сделанные в тренинге ошибки настучать по башке себе самому.
Таких спортсменов среди новичков я не встречала ни разу.
Как по мне, только такая концепция тренировок может быть названа словом "самоподготовка".
...И если вы способны сделать всю эту работу самостоятельно - продолжайте развиваться дальше, у вас потенциал отличного тренера!
... А что же остальные? А вот у остальных чаще всего "на выходе" после такой "бессистемной системы подготовки" мы видим результат на уровне "...ваш сын Дядя Шарик".
У которого, как известно, "то лапы ломит, то хвост отваливается" (С).
P.S. Надеюсь, допишу вторую часть в ближайшее время. Ну, или как получится. ;)
Елена Лимонова, 22.10.2024.